#сира #ислам_и_христианство 📚 ЛЕГЕНДА О СЕРГИИ БАХИРЕ : ВОСТОЧНО-ХРИСТИАНСКАЯ АПОЛОГЕТИКА В ОТВЕТ ИСЛАМУ. ((The Legend of Sergius Bahıra 6 Eastern Christian Apologetics and Apocalyptic in Response to Islam)) #Barbara_Roggema ...Тексты, представленные в данном исследовании, имеют в своей основе очень простую идею. Это идея о том, что пророк Мухаммад в ранние годы своей жизни встретил христианского монаха. Большинство мусульман и христиан на Ближнем Востоке, которые уже в восьмом веке н.э. рассказывали истории об этой встрече, назвали бы ее не "идеей", а скорее "исторической данностью". Хотя у них были разные мнения о том, что произошло во время этой встречи, все они согласились, что она имела огромное значение для правильного понимания того, откуда пришел ислам, каково было его послание и действительно ли он был основан на божественном откровении. Эти вопросы в конечном итоге были связаны с вопросом о том, кто они сами, поскольку все верующие, рассказывавшие о первых годах жизни Мухаммада, считали себя принадлежащими к религиозным общинам, чьи претензии на обладание божественной истиной автоматически исключали истины других. В каждой религиозной общине на Ближнем Востоке были ученые мужи, которые были экспертами в разъяснении того, почему ее члены должны быть довольны верой и традицией, в которой они выросли. Они подчеркивали, что следование их доктринам и ритуалам - единственный путь к истине и блаженству. Их трактаты отличаются изощренной аргументацией и риторикой, они явно являются результатом длительных размышлений и упорного стремления к разъяснению своего взгляда на истину. Парадоксально, но кажется, что упорный труд их авторов почти не нужен, поскольку одним из самых настойчивых посылов этих текстов является идея о том, что истина очевидна. Однако не нужно даже пытаться проникнуть в мысли их авторов, чтобы понять, что именно тот факт, что истина не очевидна, побудил их так усердно работать над своей апологетикой. Сегодня можно просто взять стопку их работ, разложить их на столе и ясно увидеть, что вместе они воплощают "сектантскую среду" позднеантичного и раннеисламского Ближнего Востока. Затем можно увидеть мозаику конкурирующих самовосприятий, основанных на общих для всех народов Ближнего Востока культурных элементах: литературных жанрах, пророческой истории, концепциях контакта между человеческим и Божественным и типах философской аргументации. Благодаря сложным стратегиям адаптации и отвержения этих общих элементов, каждая община пришла к собственному целостному, эксклюзивному и исключительному самовосприятию. Отшлифованные трактаты, которые создавали апологеты, были призваны навязать эти самообразы, но в то же время являлись продуктами того, что скрывалось под ними: непредсказуемого мира людей, чья идентичность состояла из гораздо большего числа граней, чем только религиозные убеждения. Эти люди также были членами клана, багдадцами, учеными, ремесленниками, поэтами, молодыми людьми, любовниками, соседями, рабами. У них были практические и эмоциональные основания сомневаться в своей привязанности к родительской вере, а возможно, и причины быть равнодушными. Некоторые из них не преминули заметить, что самоочевидная истина, к которой, как им говорили, они имели доступ, не привела к созданию однородного общества или справедливого общества. Так появились вопросы об абстракциях, созданных религиозными авторитетами - критические вопросы, которые верующие задавали себе сами, а также критические вопросы, которые задавали за них другие. В ответ на угрозу дезинтеграции своих общин и размывания религиозной идентичности апологеты всех различных христианских церквей на Ближнем Востоке стали уделять особое внимание укреплению своего целостного самовосприятия. Тот факт, что постоянно возникали новые и все более сложные вопросы, как со стороны людей внутри общин, так и со стороны посторонних, означал, что со временем необходимо было создавать новые и все более сложные ответы. Поэтому нас не должно удивлять, что вместе с развитием апологетики и эволюцией представлений о значении ислама для христианских общин менялась и "идея" встречи пророка Мухаммада с христианским монахом. Истории об этой предполагаемой встрече мутировали в течение нескольких веков, чтобы ответить на разные вопросы в разное время. Хотя христиане охотно пересказывали эту историю, чтобы она служила объяснением большей части исламской доктрины, в конечном итоге, в свете дискуссий о вмешательстве Бога в человеческую историю и прочной власти мусульман над христианскими общинами, объяснения потребовала сама история. Настоящее исследование посвящено вопросу эволюции этой "идеи" в свете развития восточно-христианской апологетики по отношению к исламу. В нем исследуется взаимодействие антимусульманской полемики и христианской апологетики в многочисленных повествованиях, которые вращаются вокруг этой встречи. ...