#исламоведение #ислам_и_христианство #ислам_и_иудаизм 📚 МИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К БОГУ : ИУДАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ #Peter_Schäfer Mitarbeit von Elisabeth Müller-Luckner ...Этот том является результатом коллоквиума, проведенного в Историческом колледже в июле 2003 года. Я работаю над еврейским мистицизмом уже довольно давно, и меня все больше и больше интересуют два связанных между собой аспекта этой обширной темы: Во-первых, как известно, еврейский мистицизм был включен в научную повестку дня выдающимся отцом 20-го века Гершомом Шолемом. Неудивительно, что новаторское исследование Шолема, несмотря на его интерес к историческим вопросам, было сосредоточено на еврейском аспекте явления: развитии еврейского мистицизма, конечно, не как самостоятельного явления, но все же как чего-то по своей сути еврейского. Мистицизм, утверждает он снова и снова, это нечто в европейской культуре, что не было прерогативой христиан (он, конечно, знал о современном мусульманском мистицизме, но его гораздо больше занимала христианская культура): мы, евреи, говорит он, действительно развили нечто, что не только выдерживает сравнение с христианским аналогом, но в некотором отношении может даже считаться более утонченным, если не превосходящим. Это, как я уже сказал, неудивительно для основателя данной дисциплины. Удивительно, однако, то, что даже самые ярые критики Шолема следуют за ним в его акценте на еврействе еврейского мистицизма. Повторимся, что в этой точке зрения нет ничего плохого, но, тем не менее, среди ученых растет консенсус, что в этом образе, нарисованном жирными мазками как Шолемом, так и его последователями и критиками, чего-то не хватает. Несмотря на множество специализированных исследований и анализов, выходящих за рамки культурных и религиозных границ, мы все еще ждем всеобъемлющей работы, описывающей еврейский мистицизм в связи с его христианским и мусульманским контекстом. Конечно, мы не смогли исправить эту плачевную ситуацию на нашем коллоквиуме (тем более, что некоторые из наших приглашенных гостей не смогли присоединиться к нам, поскольку коллоквиум был перенесен из-за войны в Ираке с апреля на июль), но все же: в наших материалах есть определенный перевес нееврейской мистики - к сожалению, с почти полным исключением ислама: здесь Сара Строумса является одиноким qol qore ba-midbar, гласом вопиющего в пустыне - просто потому, что это та область, в которой я могу узнать больше всего. Во-вторых, что связано с первым аспектом, исследователи еврейского мистицизма (как последователи Шолема, так и его ярые критики) озабочены концепциями еврейского мистицизма, тем, что называется Ideengeschichte. Правда, одностороннее предпочтение, отдаваемое Шолемом теософскому направлению еврейского мистицизма, было противопоставлено новому акценту на его экстатическом аналоге, но все же социальные, культурные и географические аспекты мистицизма остаются без внимания. Поэтому коллоквиум изначально назывался "Основание мистики", это программное название означало, что мы будем не столько следить за развитием мистических идей и систем, сколько спускать мистика на землю, так сказать, определять местоположение определенных мистиков/мистических движений во времени и пространстве, в их соответствующих исторических контекстах. Нам удалось достичь этой амбициозной цели разными способами и в разной степени (возможно, больше в захватывающих дискуссиях, которые, к сожалению, не записаны, чем в самих докладах). Одна общая тема, которая четко обозначилась в ходе семинара и которая прослеживается в некоторых печатных работах, - это вопрос о "происхождении" явления, которое может быть или не быть названо "мистицизмом" в его специфическом (или не очень специфическом) еврейском, христианском и исламском окружении. Вопрос об определении понятия "мистицизм" неизбежно возник в ходе наших обсуждений. На самом деле, он обсуждался довольно интенсивно и даже ожесточенно, но большинство участников не были слишком обеспокоены использованием слов "мистик", "мистицизм" и т.д., и пришли к прагматичному выводу, что в отсутствие общепринятого определения не стоит тратить время на попытки его выработать. Напротив, мы все согласились, что нас интересует множественность и разнообразие явлений, которые могут быть свободно названы "мистическими", а не смирительная рубашка определения, которая заставит нас исключать, а не включать...